С весны 2022 года компании, работающие в сфере сельского хозяйства, лишись возможности закупать запчасти у иностранных производителей, как делали это раннее. Перед самым началом сезона цепочки поставок оказались разорваны, а новые не удовлетворили предпринимателей по основным условиям: длительности и стоимости.
Почему это произошло
Производители сельскохозяйственной техники, также выпускавшие оригинальные запчасти, ушли с российского рынка. Некоторые компании оказались под ограничениями, что не позволяет поставлять компоненты для спецтранспорта. Поэтому предпринимателям уже 2 года приходится искать способы доставки компонентов для машин, а также постепенно отказываться от агрегатов иностранного производства.
Аналитики рассказали, что число запросов на российскую технику весной 2022 года выросло на 42%, примерно такие же показатели были у белорусских машин – 38%. Заметнее усилилась заинтересованность аграриев только в китайском транспорте – на 90%. Тенденция сохранилась и в 2023 году, так как европейские и западные бренды до сих пор не поставляют технику в Россию.
Изменения оказались настолько масштабными, что не все агропроизводители смогли их пережить. Большинство компаний все же перешло на работу в новых реалиях, где место иностранной техники заняли аналоги «дружественных» производителей. Помогают в этом и российские предприятия, усилившие производство тракторов, комбайнов, опрыскивателей и других агрегатов, а также запчастей для них.
Разница в объемах поставок
Определенные последствия ухода мировых брендов с российского рынка удалось отследить только в начале 2023 года. Аналитики посчитали, что чаще всего в страну ввозился транспорт белорусского производства, в том числе тракторы. Объемы составили 52,8% от общего показателя.
Российские производители не смогли потеснить белорусских коллег, заняв лишь 25% рынка. Интересно, что представители сельскохозяйственной отрасли не отказались от тракторов из США, около 9% всех сделок пришлось на технику из этой страны.
Примерно все то же самое аналитики наблюдали и в сегменте комбайнов. Белоруссия поставила 43,8% от общего числа этого вида техники, российские производители заняли долю значительно ниже – всего 31,7%. Не обошлось и без американских агрегатов – 11,7%. Очень близок показатель Германии – 10,3%.
Что с запчастями
Ситуация на рынке запчастей еще хуже, чем у сферы продажи новой и поддержанной техники. Министерство сельского хозяйства заявляет, что российские предприниматели используют около 430 тракторов, из которых 60% выпущены иностранными брендами. Заметно ниже доля у комбайнов – 15% из 123 тысяч штук.
Из-за этого возникает очевидная проблема – обслуживать большую часть сельскохозяйственной техники невозможно. Отечественные запчасти, как и навесное оборудование, не подходят для иностранных машин. При этом предприниматели не готовы отказываться от зарубежной техники.
Перед агропредприятиями оказалось лишь два варианта:
- Параллельный импорт. Ввоз комплектующих через посредников, что существенно отражается на стоимости обслуживания техники.
- Восстановление запчастей. Компоненты с выработанным ресурсом возвращаются на спецтранспорт после небольшого обслуживания.
Какие детали чаще всего проходили восстановление в 2022 году:
- тормозные колодки;
- фланцы;редукторы;
- гидроцилиндры;
- подшипники.
Фермеры, а также крупные предприятия, и ранее использовали этот метод ремонта спецтехники, так как в некоторых случаях он оправдан минимальными рисками и низкой ценой. Теперь количество таких обращений существенно увеличилось. Для колодок это около 63%, у фланцев более 37%, а у редукторов – 29%.
Изменение цен
Стоимость комплектующих серьезно изменилась, при этом их покупка обязательна для работы американских, японских и европейских машин. Среднее повышение цены – до 70%. Выросла цена и на саму технику – до 35%, в том числе на транспорт, представленный в каталогах российских и белорусских производителей.
Последний факт тесно связан с использованием зарубежных комплектующих, которые не выпускались местными предприятиями. Так, на тракторе «Ростсельмаш-2375» установлен американский двигатель Cummins QSM 11. На аналогичной технике от МТЗ, в том числе на модели «Беларус», используются моторы Caterpillar, Deutz и Cummins – все, кроме второго, из США.
Сейчас производители переходят на китайские аналоги, но это не оказывает положительного влияния на цену. Такое решение принято только для продолжения выпуска спецтранспорта силами существующих предприятий.
В 2023 году ситуация лишь ухудшилась. Серьезно изменились условия оплаты труда фермеров, так как снизилась конкуренция в тендерах. Уменьшение объема сводных капиталов отразилось и на количестве приобретаемой техники, в том числе на вторичном рынке. Спрос на новые тракторы упал на 26% на первичном рынке и на 35% на вторичном.
Что делать
Сотрудники аграрных предприятий ввозят запчасти в чемоданах, совмещая полезное и приятное в поездах заграницу во время отпусков. Растет количество предложений и на маркетплейсах, где возможна продажа товаров, бывших в использовании.
Последнее актуально из-за «технического каннибализма», когда компании разбирают трактора и комбайны для обслуживания таких же моделей. Пока что ситуация не носит массового характера, но без каких-либо изменений она станет таковой через несколько лет.
ООО «Инженерные машины» предлагает более комфортные варианты:
- Покупка неоригинальных запчастей. В каталоге на сайте представлены производители, продукции которых мы доверяем. Нажмите кнопку «Заказать» под товаром, а затем заполните небольшую анкету для оформления сделки.
- Выпуск запчастей по образцу. Мы работаем с физическими объектами, а также чертежами. Собственное производство позволяет выполнить любые проекты, независимо от объемов партии.
Воспользуйтесь формой обратной связи, чтобы получить подробную информацию о доступных услугах и товарах, или позвоните нам по номеру: +7 (920) 479-09-90.
