История проблемы
На начало 2022 года в сельском хозяйстве РФ использовалось до 45% импортной техники, что соответствует показателям наиболее развитых европейских стран, в том числе Франции и Германии. Казалось, что этого достаточно для баланса между лучшими технологиями, поставляемыми из-за рубежа, и развитием собственного промышленного сектора.
При этом повышенный спрос на импорт был только в тех отраслях сектора, где собственное производство было недостаточно развитым. Например:
· тракторы, независимо от мощностного сегмента;
· погрузчики телескопического вида;
· посевная спецтехника;
· почвообрабатывающие машины;
· машины для уборки корнеплодов;
· опрыскиватели самоходного и прицепного типа.
Импортная техника представлена на мировом рынке в достаточном разнообразии марок, чем пользовались аграрии до весны 2022 года, выбирая лучшее. Это же стало причиной для самых серьезных проблем, ведь одно дело поставлять конкретные детали одного бренда, другое – искать запчасти десятков разных производителей.
На момент усиления санкционного давления российская промышленность была конкурентоспособной, но некоторые сегменты все еще не охватила. Одно из последствий этого – низкая компонентная база, то есть недостаточность технологий и комплектующих для запуска полного производственного цикла определенных видов техники, в том числе комбайнов и тракторов.
До сих пор российский рынок не представил серьезных конкурентов для зарубежных производителей в сфере GPS-навигации и электроники, в том числе для прицепных машин. Не доступна на рынке даже специализированная резина для работы в определенных условиях. Поэтому многие сельскохозяйственные предприятия остаются зависимыми от иностранных брендов.
Новые реалии импорта
Традиционные поставщики сельскохозяйственной техники в Россию до весны 2022 года – США, Канада и страны Европы. Одна из причин – широкая развитость данного промышленного сектора в этих регионах. Важна и схожесть климата, что приводит к потребности в одинаковых технологических принципах со стороны аграриев.
Поэтому для представителей сельскохозяйственной отрасли было очевидно, что любые недостатки отечественного производства можно покрыть товарами от зарубежных брендов. В мире со свободной торговлей для этого не было никаких препятствий. В страну свободно ввозились запчасти и «расходники», а также и сама спецтехника.
Одновременно с полным разочарованием появился стимул к налаживанию деловых связей с теми странами, которые ранее не считались основными поставщиками сельскохозяйственной техники: Индия, Турция и Китай. Частично потребность в машинах закрыть все же удалось, но назвать это полноценной заменой нельзя.
Огромные надежды были на азиатский рынок, но реальность оказалась жестокой – сельскохозяйственным предприятиям Китая не нужна техника, которая используется в европейской части континента. Поэтому в стране нет достаточного объема машин, соответствующих российским требованиям.
Некоторые предприятия перечисленных стран решились на производство техники специально для покрытия спроса со стороны российских аграриев, в том числе китайские. Но это обернулось полным непониманием требований, связанных с мощностью и технологичностью. Добавились и проблемы с надежностью.
Поэтому сегодня единственно верный вариант для России – развивать собственное производство, и делать это нужно в экстренном порядке. При отсутствии доступа к европейскому и североамериканскому рынку обслуживание зарубежных машин обходится слишком дорого. Решить эту проблему самостоятельно аграрии не смогут.