Поэтому аграрии уделяют много внимания причинам пробуксовки, стараясь донести их до операторов. Это единственный способ предотвратить нежелательные последствия длительного нахождения техники на одном месте с последующей деформацией почвенного слоя.
Особенности проблемы
Для начала важно разобраться в термине «пробуксовка». Под данным понятием подразумевается момент, когда ходовая часть спецтехники перестает передавать достаточную тягу на грунт, из-за чего почва срезается. Возникающее трение недостаточно для движения транспортного средства, из-за чего машина крутит колесами или гусеницами, но остается на одном месте, повреждая поверхность.
Избежать даже кратковременной пробуксовки невозможно, так как техника может «сорваться» из-за погодных условий и других факторов, которые сложно предусмотреть. Важно лишь удерживать ее длительность на уровне, достаточном для сохранения первоначального состояния транспорта и почвы.
Единственный вариант для снижения вероятности пробуксовки – улучшить сцепление колес или гусениц машины с грунтом. При нормальных условиях достичь этого достаточно легко:
1. Повысить пятно контакта шины и поверхности на колесном транспорте. Для этого в колесах снижается давление, из-за чего площадь соприкосновения машины и грунта увеличивается.
2. Добавить балласты для увеличения нагрузок на ось. Это приводит к углублению колес, а также к повышенному давлению.
Этих методов недостаточно, чтобы предупредить возникновение всех нештатных ситуаций. Кроме недостаточной балансировки или малого пятна контакта есть и другие причины для пробуксовки.
Причины
Основные причины пробуксовки техники:
1. Состояние почвы. Неровность грунта, наличие глины или грязи, а также чрезмерные объемы влаги на определенной точке поверхности приводят к снижению сцепления колес и поля.
2. Неправильная балансировка. Недостаточно тяжелый балласт снижает тяговое усилие, из-за чего оператору приходится тратить слишком много топлива. Чрезмерное давление приводит к увеличению сопротивления качению, из-за чего колеса формируют глубокую колею.
3. Перегрузка техники. Последствия схожи с теми, которые актуальны для машин с чрезмерно тяжелым балластом. Некоторые тракторы не разрабатывались для транспортировки массивного прицепа, но операторы все равно нарушают эксплуатационные требования, что приводит к пробуксовке.
На этом причины не заканчиваются, но рассмотреть подробнее их стоит одновременно с рекомендациями, позволяющими не допустить пробуксовки техники на поле.
Рекомендации
Что нужно помнить операторам сельскохозяйственной техники:
1. Перед началом работы нужно осмотреть рабочий участок поля. Это поможет убедиться в отсутствии элементов, в том числе пней и камней, которые могут стать причиной пробуксовки из-за снижения скорости перемещения техники или изменения ее направления. Их нужно удалить до начала работ.
2. Настройка машины – важнейший фактор успешного выполнения задач. Первым делом оператор обязан проверить давление в колесах. Оно не может отличаться от требований изготовителя, если они разработаны с учетом климатических и почвенных особенностей.
3. Спецтехника требует регулярного обслуживания и ремонта. Своевременная работа с ходовой частью транспортных средств позволяет поддерживать подвеску в работоспособном состоянии. Актуально это как для колесных машин, так и для гусеничных.
4. Во время движения нельзя допускать резких изменений скорости. Торможение или ускорение транспортных средств при движении по полю – основные факторы для их пробуксовки. Основное внимание нужно уделять ходовой части при движении по склонам и на поворотах.
Важны и другие факторы, в том числе связанные с балансировкой и максимально допустимым показателем грузоподъемности. Важно следовать рекомендациям производителя, а также учитывать текущие условия.